Заказать
обратный звонок
Корзина
0 товаров

Конструктор для вина

Торговля дорогими винами до недавнего времени считалась привилегией специализированных винных магазинов. Реагируя на меняющиеся потребности покупателей, супермаркеты также начали активно расширять свой ассортимент, включая в него больше элитных вин. А так как вино - товар весьма специфичный, то и подавать его нужно соответственно - на винных стеллажах.

Специфичен и рынок винного оборудования. Производителей стеллажей для продажи вина достаточно много, но, тем не менее, о серьезной конкуренции говорить не приходится. Производители делятся на две категории: те, кто делает стеллажи на заказ, и те, кто выпускает стандартное винное оборудование.

Исходя из концепции, а также финансов

Цена стеллажей, изготовляемых на заказ, как правило, в несколько раз превышает стоимость стандартной модели. Тем не менее, владельцы дорогих супермаркетов не скупятся на приобретение такого оборудования. Принципиальной позиции придерживается компания Numero Uno, выпускающая стеллажи только под какой-то конкретный магазин. Ценовой диапазон одной секции на 20-80 бутылок — от $350 до $1500. Для клиента с тугим кошельком выпускает винные стеллажи и компания «Торгкомплект», также делая ставку на эксклюзивные модели. Однако, чтобы удовлетворить потребности не только состоятельных заказчиков, но и массового потребителя, эта компания предлагает недорогие модели винных стеллажей, изготовленные на латвийском заводе Novena и на собственной производственной базе в Москве. Стоят они в несколько раз дешевле эксклюзива — от $160 до $400.

1.jpgПреимущественно на массового покупателя ориентируются компании, предлагающие стандартные модели. Серии винных стеллажей предлагают- «МДМ» (серия Solid Vine), ПО «Витрина» («Дионис») и ряд других. Также оборудование для демонстрации вина выпускает великолукский завод «Микрон», взявший за образец итальянские стеллажи Intrac, костромской — «КС» (торговая марка «Русь»), нижегородский — «Бор-торгтехмаш» и многие другие.

Заполучить долю российского рынка пытаются и иностранные компании. На экономного клиента рассчитывают турецкие и польские производители. Качество их продукции вполне сравнимо с российской, но стоит она дороже на 10-20% (например в сравнении с винными стеллажами, которые выпускает «Микррн»). Итальянские и немецкие производители предлагают в основном только дорогие эксклюзивные модели, цена которых на 30% превышает стоимость российских аналогов. Большую роль при выборе нестандартного винного оборудования нередко играет имя компании. Например, престижными считаются германские стеллажи Wanzl с фирменным логотипом. После того, как клиент заказывает стеллаж и согласовывает его дизайн, оборудование изготавливается и доставляется заказчику непосредственно из Германии.

Кроме компаний, специализирующихся на поставках торгового оборудования, винные стеллажи также предлагают некоторые поставщики алкогольной продукции. В этом случае стойки специально предназначаются для размещения алкогольных напитков конкретного производителя. Так работает, например, фирма Pisco Capel.

Выбор стеллажей зависит не только от финансовых возможностей магазина, но и от его концепции. Например, в супермаркетах сетей «Перекресток» и SPAR алкогольная продукция размещена на специализированных стеллажах, а в магазинах «Седьмой Континент» и «Ашан» винная группа выставлена на обычных металлических стойках, не выделяясь среди другого товара. Не только московские ритейлеры заботятся о том, чтобы вино в супермаркетах подавалось соответственно благородству этого напитка, но и региональные торговцы все чаще обращаются к поставщикам с просьбой доукомплектовать купленные ранее стеллажи или заказывают новые, более представительные. Даже если последние не имеют возможности приобрести стеллажи для алкогольной продукции, они выходят из положения, устанавливая в винном отделе презентационное оборудование от поставщиков или заказав одну-две оригинальные бочки или деревянную гондолу нетрадиционного дизайна. Стоят они недорого, зато гарантированно привлекут внимание покупателя.

Выносливые, деревянные и другие

Одна из особенностей винных стелла-жей — способность выдерживать большой вес товара. Обычно на полку выкладывается несколько десятков бутылок, и крепления должны их выдержать, а полка не прогнуться. В качестве стеллажного крепления, как правило, используются усиленные полкодержатели с фиксацией от горизонтального смещения. Материал (чаще всего дерево или ДСП), из которого изготавливается стеллаж, должен быть достаточно прочным, чтобы не прогнуться под весом товара. Как минимум полка должна выдерживать 100 кг. У некоторых производителей стеллаж выдерживает нагрузку в несколько раз больше. Предусмотрена и регулировка каждой полки по высоте, подстраиваемая под размер бутылок.

Традиционно винные стеллажи изготавливаются с имитацией под дерево. Это характерная особенность их дизайна — вино ассоциируется с деревянной бочкой, использующейся для его выдержки. Стеллажи из ДСП, как материала более дешевого, соответственно, имеют более низкую стоимость, чем изготовленные из массива. У недорогих стоек из дерева изготавливаются только элементы отделки, а сам «скелет» — металлический.

Что касается цвета панелей, новаторство в этой области не приветствуется. Считается, что наиболее сочетаются с вином, подчеркивая его подлинность, дерево вишни, клена, бука или ореха. Традицию изготовления деревянных стеллажей нарушила компания Wanzl. Мало кто из производителей осмеливался делать стойки для вина из металлической проволоки. Такие стеллажи имеют оригинальный дизайн и относятся к разряду дорогих. Основное их преимущество — визуальная легкость и прозрачность. При виде алкогольных напитков, демонстрируемых на таком оборудовании, у покупателя возникает ощущение, что бутылки висят в воздухе. К тому же полки не выглядят пустыми по мере того, как вино раскупается. Нестандартно смотрятся и комбинированные стеллажи, частично сделанные из дерева, а частично из проволоки.

Одна из особенностей хранения дорогостоящей винной продукции — горизонтальное или наклонное положение бутылки. Если пробка, которой закрыто вино, не смачивается, то кора рассыхается, и воздух поступает в бутылку, что приводит к окислению и порче вина. Совсем не обязательно, чтобы бутылка находилась в строго горизонтальном положении, достаточно, чтобы вино чуть-чуть касалось пробки. А для этого полки с дорогими алкогольными напитками располагают под углом 10-20 градусов. Угол наклона полок регулируется, что позволяет выкладывать вино по всем правилам, независимо от размера бутылок. Требование к хранению вина в наклонном положении применимо только к дорогим винам с многолетней выдержкой. Недорогой товар разбирают намного быстрее, чем рассыхается пробка.

2.jpgДержать дороге вино в наклонном положении нужно не только в торговом зале, на демонстрационных стеллажах, но и в накопителях, на складе. В качестве накопителя, как правило, используется нижняя часть стойки — зона, обделенная покупательским вниманием. При этом нижний отсек разбивается на ячейки и вмещает до 50 бутылок.

Стеллажи-накопители для хранения элитных вин устанавливаются и на складе. Один из наиболее простых вариантов — с панелями, расположенными в накопителе крест-накрест и образующими четыре треугольные секции, где вино благополучно ждет, когда наступит его очередь предстать перед покупателем.

В качестве накопителя для недорогого вина используются сами полки, на которых оно выставляется. Бутылки располагаются по всей глубине полок. Однако эксперты не рекомендуют полностью заполнять полку. Зрительно этикетки лучше воспринимаются, когда бутылки расположены на небольшом расстоянии друг от друга. И наоборот, когда бутылки выставлены сплошным рядом, внимание покупателя ослабевает и не может сфокусироваться на чем-то одном. Например, если полка способна вместить 35 бутылок, то лучше, если на ней будет размещено не более 25. Зато продаваться вино будет быстрее.

Ваш размерчик!

3.jpgОсновное требование, предъявляемое ритейлерами к размерам специализированного винного оборудования, чтобы оно не выделялось своими габаритами на фоне других торговых стеллажей. Поэтому все производители придерживаются единого стандарта и выпускают стеллажи высотой от 2 м до 2,4 м. Исключение — стеллажи островного типа. Оптимальная высота для таких стеллажей — 1,3-1,8 м, что позволяет не загораживать покупателю вид на другие товары. Выполняя пожелания ритейлеров, минимальные по высоте стеллажи — всего 0,922 м — разработала компания Numero Uno. Низкая гондола выполняет двойную функцию: служит стеллажом для выкладки винной продукции и дегустационной стойкой в случае, если в магазине проводится рекламная акция. Такой подход позволяет избежать трудностей при подборе дополнительной мебели для дегустации.

Глубину полок заказчик часто выбирает сам — в основном в диапазоне от 0,3 до 0,6 м, исходя из того, сколько вина он планирует разместить. Полки стеллажа, как правило, имеют длину не более 1 м, что придает им определенную жесткость и не позволяет прогибаться под весом товара.

Универсальная сборка

4.jpgНемаловажная деталь при демонстрации винной продукции — реклама вина или информация о скидках. Где она будет размещаться, обычно планирует сам производитель (если стеллажи делаются не на заказ). Например, стеллажи серии Solid Vine изготавливаются с рекламной панелью в верхней части оборудования с возможностью внутренней подсветки. Стеллажи, выпускаемые компаниями Numero Uno и Wanzl, оснащены дополнительными элементами для демонстрации рекламной продукции. Некоторые компании используют даже цветовые короба, подсвечивающиеся изнутри.

Есть масса других способов привлечь внимание покупателей к винной продукции. Например, комплектация стеллажей зеркалами и подсветкой, чтобы представленные вина выглядели более эффектно. Но полки с подсветкой решаются заказать лишь немногие ритей-леры, поскольку стоить такие стеллажи будут значительно дороже. Лампы, которыми подсвечивается вино, не должны нагреваться, чтобы не испортить дорогой продукт. Поэтому для подсветки используются люминесцентные источники света, которые крепятся по всему периметру полок или вверху каждого стеллажа. Традиционная подсветка галогенными лампами в данном случае не подходит, поскольку этот тип лампы нагревается, передавая опасное тепло бутылкам с вином.

Чтобы вино «заиграло» под лучами направленного света, задняя стенка стеллажа делается зеркальной. Достаточно, если зеркалом будут оснащены только некоторые полки — находящиеся на уровне глаз. На этих полках не должно выставляться слишком много вина, чтобы эффект зеркал не пропал. В оборудовании, не оснащенном подсветкой, зеркало, как правило, размещается в верхней части, под козырьком стеллажа.

Винные стойки, в которых демонстрируются самые дорогие вина, комплектуются стеклянными дверцами, предохраняющими элитный товар от посягательств недобросовестных покупателей. Такие витрины устанавливаются в поле зрения администратора зала или недалеко от кассового узла.

Любой винный стеллаж — это своего рода конструктор, который собирается в любой комплектации. Он может как включать минимальный набор — стойки и полки, так и оснащаться более полно — зеркалами, подсветкой, навесными дверцами. И даже если владелец магазина забыл предусмотреть какую-то деталь, добавить ее не составит труда.

Ольга Крыкова
журнал «НТ.Новости торговли» #10/2003